Пленум ВС РФ о перевозках и транспортной экспедиции

Размещено 6 сентября 2018 в рубрике Новости

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 30.08.2018.

ВС РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Договор перевозки пассажиров и багажа
Компании и ИП, которые осуществляют перевозки для собственных нужд, должны соблюдать обязанности лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Например, проводить предрейсовые медосмотры водителей (п. 3).
Перевозчик не отвечает за утрату, недостачу или порчу багажа только при наличии объективно непредвидимых (чрезвычайных) и непредотвратимых обстоятельств. Например, стихийное бедствие (п. 11).

Транспортные агрегаторы, например агрегаторы такси, могут отвечать за причиненный пассажиру при перевозке вред. Ответственность наступает в двух случаях (п. 18):
— агрегатор заключил договор от своего имени;
— добросовестный потребитель, исходя из информации на сайте агрегатора и иных обстоятельств, мог посчитать, что заключает договор перевозки напрямую с агрегатором.

Договор перевозки груза
Договор не становится недействительным и незаключенным только из-за того, что транспортную накладную не оформили, потеряли либо неправильно заполнили. Наличие договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами (п. 20).
Перевозчик не обязан проверять правильность и полноту документов, которые нужны для перевозки грузов. Пример — ветеринарные сопроводительные документы на продукты питания. Если перевозчика оштрафуют за отсутствие этих документов, грузоотправитель по общему правилу обязан возместить ему убытки (п. 21).
Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза из-за ненадлежащей упаковки, если не сделал в транспортном документе оговорку о свойствах груза (п. 22).
Неустойка за просрочку доставки груза, предусмотренная Уставом автомобильного транспорта, является штрафной. Ее взыскивают, даже если перевозчик возместил клиенту убытки (п. 24).

Соотношение обязательств перевозчика и экспедитора
Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или порчу груза в двух случаях (п. 25):
— сам перевозил груз;
— выписал свой транспортный документ или иным образом гарантировал сохранную доставку груза, т.е. выступил в качестве договорного перевозчика.
Открытый перечень признаков экспедитора как договорного перевозчика
(п. 26):
— клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
— цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
— экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 27).

Претензии и иски по спорам, связанным с перевозкой пассажиров и багажа, груза, а также с транспортно-экспедиционным обслуживанием
Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от того, когда экспедитор возместил убытки клиенту (п. 31).
Перевозчику не стоит игнорировать претензию, если она не соответствует требованиям закона или не содержит необходимых документов. Иначе в суде нельзя будет заявить о том, что истцом не соблюден обязательный претензионный порядок (п. 33).

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс».


Более подробную информацию можно получить у специалистов компании «В.Консалт».

 (383) 363-64-97, 299-47-71    office@consultant54.ru
  ул. Октябрьская, 42, оф. 527 (5 этаж)

Другие новости и акции